В мире российского танкостроения есть проекты, которые оставили яркий след, даже не поступив в серийное производство. Один из них — объект 640, известный как танк Чёрный Орёл. Эта машина стала символом инженерной смелости и технологического потенциала отечественной оборонки в сложные 1990-е годы. Изучая его, ты понимаешь, как рождались идеи, которые позже воплотились в современных российских танках.
- История танка «Чёрный Орёл»
- Концепция и разработка
- Конструкция и особенности
- Башня и защита
- Автономный транспортно-заряжающий модуль
- Система управления огнем
- Динамические характеристики
- Танк «Чёрный орёл»: предполагаемые технические характеристики
- Сравнение с танком Т-95
- Причины закрытия проекта «Объект 640»
- Достоинства и недостатки танка «Чёрный Орёл»
История танка «Чёрный Орёл»
Проект «Чёрный Орёл», или объект 640, появился в неспокойные для страны годы. Его разработкой занялось Омское конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ). Первый ходовой макет танка публика увидела в 1997 году на выставке ВТТВ-Омск. Тогда он проехал далеко от трибун, скрытый маскировочной сетью, что лишь подогрело интерес и породило множество слухов.
Через два года, в 1999-м, на той же выставке показали усовершенствованный прототип. Этот образец уже стоял на удлиненном шасси с семью опорными катками на борт вместо шести, как у базового Т-80У. Несмотря на весь ажиотаж и технологические обещания, проект так и остался в статусе опытного.
К 2009 году представители Минобороны России официально заявили, что серийное производство объект 640 не планируется, а все работы по нему свернуты.
Концепция и разработка
Концепция «Чёрного Орла» рождалась как ответ на вызовы времени. Конструкторы хотели создать машину, которая по совокупности боевых качеств на 70% превзойдет западные аналоги типа M1A2 «Абрамс», «Леклерк» или «Леопард 2A5». За основу взяли хорошо отработанное шасси от Т-80У, но серьезно его доработали. Корпус удлинили, что позволило добавить седьмой опорный каток и кардинально пересмотреть компоновку внутренних объемов.
Ключевой идеей стало максимальное повышение выживаемости экипажа в бою. Это достигалось не только мощным бронированием, но и новаторским разделением поражающих факторов. Экипаж из трех человек разместили в корпусе, ниже уровня башни, что снижало их уязвимость.
Все работы велись в инициативном порядке, без государственного заказа, что в итоге и предопределило судьбу проекта. После банкротства «Омсктрансмаша» наработки по объект 640 перешли к «Уралвагонзаводу» и, по некоторым данным, были частично использованы при создании платформы «Армата».
Конструкция и особенности
Конструкция «Чёрного Орла» — это смелый шаг вперед. Боевая масса машины составляла около 48 тонн. Экипаж из трех человек располагался в корпусе, а не в башне, что было необычно для российских танков. Корпус разделили на три изолированных отсека с помощью вертикальных бронелистов. В боковых разместили топливные баки, а в центральном — отделение управления и боевое отделение.
Башня и защита
Башня объект 640 была полностью новой, сварной конструкции. Ее лобовая часть в секторе 120 градусов оборудована встроенной динамической защитой «Кактус». Толщина эквивалентной брони достигала 800 мм от БОПС в лобовой проекции башни и 600 мм у корпуса. Для защиты от управляемых ракет, атакующих с верхней полусферы, на крыше башни установили блоки динамической защиты и датчики лазерного облучения.
Система активной защиты «Арена» дополняла многослойную оборону танка. Конструкция башни в виде двух разнесенных бронеотсеков, жестко закрепленных на общем основании, также повышала живучесть.
Это сложное инженерное решение позволяло эффективно бороться с широким спектром угроз конца 1990-х годов.
Автономный транспортно-заряжающий модуль
Пожалуй, главной особенностью «Чёрного Орла» стал его автомат заряжания. Он радикально отличался от карусельных систем советских танков. Все 32 выстрела разместили в изолированном транспортно-заряжающем модуле (ТЗМ) в кормовой нише башни. Этот модуль был полностью отделен от обитаемого пространства броневой перегородкой.
В случае детонации боекомплекта энергия взрыва направлялась вверх через специальные вышибные панели, спасая экипаж. Такая схема, по оценкам экспертов, могла сократить безвозвратные потери танков в 5-7 раз. Кроме того, ленточный конвейер продольного типа не ограничивал длину подкалиберных снарядов, открывая путь к орудиям калибром до 152 мм.
Система управления огнем
Система управления огнем объект 640 должна была обеспечить высокую эффективность в любое время суток. Командир танка получил панорамный прицел с тепловизором, а наводчик — комбинированный прицел с лазерным дальномером. Информация с обоих каналов могла выводиться как наводчику, так и командиру, обеспечивая гибкость в управлении огнем.
Планировалось оснастить танк «Чёрный орёл» дистанционно управляемой зенитной установкой с 12,7-мм пулеметом «Корд». Она была приподнята над башней и располагалась рядом с люком командира, а не над ним. Это увеличивало зону обстрела и упрощало наведение. Такое решение позже появится на других современных машинах.
Динамические характеристики
Несмотря на возросшую массу, «Чёрный Орел» должен был оставаться очень подвижной машиной. Его планировали оснастить газотурбинным двигателем ГТД-1400 мощностью 1400-1500 лошадиных сил. Это давало удельную мощность более 30 л.с. на тонну, что превосходило большинство современных ему западных танков.
Расчетная скорость по шоссе составляла около 80 км/ч, а запас хода — более 500 км без подвесных баков. Подвеска осталась торсионной, но управление планировали сделать с помощью штурвала, а не рычагов, используя гидрообъемные передачи. Такая ходовая часть на базе Т-80У с более широкой гусеницей обещала отличную проходимость.
Мнение эксперта, например, как у В. Чобитка, который сомневался в возможности размещения всего боекомплекта исключительно в башне, показывает, что даже среди специалистов проект вызывал споры и обсуждения.
Танк «Чёрный орёл»: предполагаемые технические характеристики
Опираясь на открытые данные, можно составить представление о том, каким должен был стать танк «Чёрный орёл». Его боевая масса оценивалась в 48 тонн. Для сравнения, это примерно на 10 тонн легче, чем современный немецкий «Леопард 2A7». Габаритные размеры машины были следующими:
- длина корпуса составляла 7970 мм,
- ширина — 3095 мм,
- высота по крыше башни — 1793 мм.
Клиренс достигал 500 мм, что обеспечивало хорошую проходимость на сложной местности.
Сердцем машины должен был стать новый газотурбинный двигатель мощностью от 1250 до 1500 лошадиных сил. Это обеспечивало бы удельную мощность более 30 л.с./т, что являлось выдающимся показателем для конца 1990-х годов. Ожидалось, что по шоссе танк «Чёрный орёл» сможет развивать скорость до 80 км/ч, а запас хода без подвесных баков превысит 500 километров.
Что касается вооружения, то базовый вариант предполагал установку 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М-1 с автоматом заряжания на 32 выстрела. Однако конструкция изначально закладывала возможность установки орудия калибром до 152 мм для кардинального повышения огневой мощи. Вспомогательное вооружение включало спаренный 7,62-мм пулемёт ПКТ и дистанционно управляемую зенитную установку с 12,7-мм пулемётом «Корд».
| Параметр | Значение |
|---|---|
| Боевая масса | 48 т |
| Экипаж | 3 чел. |
| Длина корпуса | 7970 мм |
| Ширина | 3095 мм |
| Высота | 1793 мм |
| Клиренс | 500 мм |
| Мощность двигателя | до 1500 л.с. |
| Удельная мощность | более 30 л.с./т |
| Скорость по шоссе | около 80 км/ч |
| Запас хода | более 500 км |
| Калибр пушки | 125 мм (с возможностью замены на 152 мм) |
| Боекомплект | 32 выстрела |
Сравнение с танком Т-95
Часто возникает путаница, когда объект 640 сравнивают с танком Т-95, также известным как «Объект 195». Это два разных проекта, развивавшихся параллельно, но с разными концепциями. Т-95 создавался в Нижнем Тагиле в Уральском КБ транспортного машиностроения, в то время как танк «Чёрный орёл» был продуктом омских конструкторов. Оба проекта закрыли, но их идеи в итоге повлияли на создание платформы «Армата».

Ключевое различие заключалось в подходе к защите экипажа. Т-95 предлагал радикальную схему с полностью необитаемой башней и изолированной бронекапсулой для всех трех танкистов в корпусе. Конструкция же объекта 640 была более консервативной. Экипаж, хотя и располагался в корпусе танка ниже уровня башни, не был заключен в единую капсулу. Командир и наводчик имели доступ в башню через свои люки, что делало компоновку более гибкой, но, возможно, менее защищенной.
Вооружение Т-95 изначально планировалось более мощным — 152-мм пушка 2А83 и 30-мм автоматическая пушка 2А42 в качестве спаренного оружия. Это делало его исключительно мощной машиной, но и более тяжелой и сложной. Танк «Чёрный орёл» оставался в рамках классического калибра 125 мм, хотя и с потенциалом для модернизации. Оба танка должны были получить совершенные системы активной и динамической защиты, а также продвинутые средства разведки и управления огнем.
Причины закрытия проекта «Объект 640»
Судьба проекта объект 640 оказалась предрешена сочетанием нескольких неблагоприятных факторов. Главной причиной стало отсутствие государственного заказа и финансирования со стороны Министерства обороны. Все работы велись Омским КБТМ в инициативном порядке, что ложилось тяжелым финансовым бременем на предприятие.
Экономическая ситуация в России 1990-х годов была крайне сложной. Оборонная промышленность переживала глубокий кризис, финансирование сокращалось. В 2005 году Омский завод транспортного машиностроения, являвшийся главным исполнителем проекта, был признан банкротом. Это поставило крест на любой возможности серийного производства, даже если бы военные и проявили интерес.
Официально в 2009 году Минобороны России заявило, что танка «Черный орел» не существует. Это было скорее политическое заявление, подчеркивающее смену приоритетов. К тому времени основные силы были брошены на разработку универсальной платформы «Армата» в Нижнем Тагиле. Накопленный омичами опыт не пропал даром — многие решения были использованы при создании новых машин, но сам объект 640 в серию не пошел.
Достоинства и недостатки танка «Чёрный Орёл»
Этот проект, безусловно, обладал рядом революционных для своего времени достоинств. Конструкторам удалось создать хорошо сбалансированную машину с высокой подвижностью и мощным вооружением. Новаторская компоновка корпус танка, разделенного на три изолированных отсека, значительно повышала выживаемость экипажа. Вынос всего боекомплекта в изолированный модуль в кормовой части башни был смелым и прогрессивным решением, которое только сейчас получает широкое признание в мировом танкостроении.
Сильными сторонами машины эксперты также называют:
- Многоуровневую систему защиты, сочетающую модульную броню, динамическую защиту «Кактус» и активную систему «Арена»;
- Отличную динамику благодаря мощному двигателю и облегченной конструкции;
- Потенциал для модернизации, включая установку орудия калибра 152 мм;
- Улучшенные условия работы экипажа за счет рациональной компоновки.
Однако были и недостатки, которые, возможно, повлияли на судьбу проекта. Некоторые специалисты, как, например, В. Чобиток, выражали сомнения в возможности разместить весь боекомплект исключительно в башенном модуле, предполагая, что часть снарядов все равно пришлось бы расположить в корпусе. Высокая сложность и, как следствие, предполагаемая стоимость машины также были серьезным препятствием для ее принятия на вооружение в условиях ограниченного бюджета.
Суммируя, можно сказать, что танк «Чёрный орёл» стал важным этапом в эволюции российского танкостроения. Он не пошел в серию, но его идеи и решения оказали глубокое влияние на развитие бронетехники. Его наследие живет в современных машинах, демонстрируя смелость и инновационность отечественных инженеров.
А как ты думаешь, мог ли объект 640 стать успешным на международном рынке вооружений, если бы ему дали шанс? Поделись своим мнением в комментариях!





