Эксперт оценил слухи о грядущем дефиците бензина и запрет экспорта топлива
Поэтому ожидается, что производители будут стараться максимизировать свою выручку, увеличивая цены на топливо. Вторая причина – увеличение цен на нефть на международных рынках. Это приводит к тому, что российские компании, получая больше дохода от экспорта нефти, вынуждены повышать цены на внутреннем рынке.
– То есть запретить экспорт бензина – это вполне реальная мера, которая может помочь стабилизировать ситуацию и сдержать рост цен?
– Да, запрет на экспорт бензина может стать одним из способов сдерживания роста цен. Однако, стоит понимать, что это может иметь негативные последствия. Прежде всего, это может негативно отразиться на экспортной деятельности российских нефтеперерабатывающих заводов, которые сейчас получают хорошую прибыль на экспорте топлива. Кроме того, запрет на экспорт может привести к дефициту топлива на внутреннем рынке и дальнейшему росту его цены.
– Как вы считаете, сейчас правительство склонится к запрету на экспорт бензина?
– Все зависит от того, какую приоритетность правительство будет отдавать снижению цен на топливо. Если рост цен будет сопровождаться негативными социальными последствиями и достигнет критической отметки, то правительство может принять решение о запрете экспорта. Однако, нужно учитывать, что такое решение может быть принято только как временная мера, поскольку в долгосрочной перспективе это может негативно повлиять на экономику страны.
– А есть ли альтернативные способы сдерживания роста цен на бензин?
– Да, существуют и другие меры, которые можно применить для сдерживания роста цен на топливо. Например, правительство может сократить налоговую нагрузку на нефтепереработку или временно заморозить цены на бензин. Однако, эти меры также имеют свои негативные стороны и могут привести к сокращению доходов государства или снижению инвестиций в нефтегазовый сектор.
– Итак, что мы имеем в итоге? Запрет экспорта бензина может быть одной из возможных мер по сдерживанию роста цен, однако это решение может иметь негативные последствия и должно быть рассмотрено осторожно. Кроме того, существуют и другие альтернативные способы сдерживания цен на топливо, которые также требуют тщательной оценки и анализа. В конечном счете, правительство должно найти баланс между снижением цен и поддержанием экономической стабильности.
Второй фактор, который может быть причиной дефицита топлива, — это плановый ремонт на нефтеперерабатывающих предприятиях, которые проводятся летом. В результате ремонтов объемы поставок сокращаются. Если эти два фактора объединяются, могут возникнуть разговоры о дефиците топлива на внутреннем рынке и о связи между этим и ростом цен на бензин, вызванным увеличением экспорта.
Но это только теоретически, правильно?
В теории да. Плановый ремонт на нефтеперерабатывающих заводах всегда проводится, и этого ничего необычного нет. Рост цен на бензин никогда не превышал годовую инфляцию. В этом году прогнозируемый рост цен составляет от 4,5% до 6,5%. Однако, если он достигнет 7-8%, это может стать неприятным сюрпризом, особенно в сезон отпусков.
Так запрет экспорта бензина единственное решение проблемы с ценами на внутреннем рынке? Как это повлияет на нефтяную отрасль?
Есть два варианта решения проблемы. Правительство может увеличить субсидии для нефтеперерабатывающих предприятий, либо ограничить экспорт топлива. Если ограничения будут введены, то каким образом они будут контролироваться? Через повышение экспортных пошлин? Просто запретить экспорт не является возможным, так как контракты уже подписаны. Мы не можем просто отменить их, и нефтеперерабатывающие предприятия не согласятся с этим.
А есть ли второй вариант?
Можно подкорректировать субсидии для нефтеперерабатывающих предприятий. Еще нет окончательного решения по этому вопросу. В прессе появляются слухи, но правительство примет обдуманное решение. В прошлом году корректировка была необходима для упорядочивания бюджетных расходов и снижения их роста. Сейчас пришло время еще раз оценить, что будет более выгодно: увеличить субсидии для нефтеперерабатывающих предприятий или ограничить экспорт бензина.
Автогаз пошел вслед за бензином: цены растут на бирже и АЗС
После бензина и дизтоплива также дорожает сжиженный углеводородный газ (СУГ). Народный фронт грозит обратиться в ФАС. В Минэнерго заявляют, что ситуация с автогазом не связана с проблемами на рынке. Эксперты считают, что экспорт СУГ мог быть восстановлен, и автоагаза стало не хватать на рынке.
«Народный фронт зафиксировал рост цен на топливо в пяти регионах — Свердловской, Астраханской, Тюменской, Оренбургской областях и Карачаево-Черкесии. В организации отмечают, что в случае продолжения такой тенденции Народный фронт может обратиться в местные отделения ФАС.
Относительно ситуации в КЧР общественные деятели уже направили запрос региональному отделению антимонопольной службы, чтобы проверить законность резкого повышения цены на газовое топливо для автомобилей. За меньше чем месяц его стоимость в республике увеличилась с 17 до 23,5 рубля».
В Минэнерго России, в свою очередь, заявляют, что стоимость автогаза не связана с проблемами на рынке.
«Цены на сжиженный углеводородный газ (СУГ), который используется в качестве моторного топлива, не регулируются. В отличие от автомобильного бензина и дизельного топлива, на них не установлен акциз. Поэтому цены на СУГ значительно ниже, чем на бензин, но при этом более подвержены колебаниям», — сообщили в министерстве.
Там добавили, что наблюдаемое изменение цен на СУГ, применяемый в качестве моторного топлива, не связано с какими-либо проблемами на рынке, и внутренний рынок обеспечен всеми видами топлива. Ведомство также сообщило, что предложило компаниям увеличить объемы продажи автогаза через биржу.
Что будет с розничными ценами с 1 июня
Эксперты высказывают сомнения относительно возможного увеличения стоимости топлива на заправках с началом лета. Ранее Дмитрий Гусев из компании «Надежный партнер» сообщал о сохранении розничных цен на прежнем уровне. Журналисты портала pronedra.ru приводят прогнозы экспертов, согласно которым цена бензина вряд ли увеличится даже на уровень инфляции. По мнению другого эксперта, цена за литр топлива может возрасти максимум на 3-5 рублей.
Аналитик из компании AMarkets также добавляет, что в среднесрочной перспективе возможно даже снижение цен на топливо. Летом на российском рынке будут влиять дополнительные факторы, такие как риск дефолта в США и глобальная экономическая рецессия, сказал эксперт.
Однако, контроль над ценами на бензин в стране находится в руках государства, что позволяет ожидать их стабильности, добавил другой эксперт по имени Кравцов. Он также не исключает возможности увеличения цен на АЗС в будущем, так как операторы могут отреагировать на снижение своей прибыльности из-за уменьшения демпфера и роста налоговой нагрузки.
Уже после майских праздников цены на бензин немного подорожали. В Москве средняя стоимость литра АИ-95 составляет 53,15 рубля (+0,53 рубля). Цена на АИ-95 выросла на 0,5 рубля. Однако эксперты не ожидают серьезного увеличения цен, учитывая наличие достаточных запасов топлива на период приостановки работы нефтеперерабатывающих заводов. Тем не менее, на рынке возможен дефицит топлива, на что указывает призыв Минэнерго увеличить поставки АИ-95 и других видов топлива.
Стоимость бензина в других странах
Бензин, которому приписывается роль «двигателя экономики» в мире, представляет собой топливо, стоимость которого варьируется в различных странах. Россия занимает второе место в мире по стоимости бензина, что обусловлено активной добычей нефти и наличием нефтеперерабатывающих заводов в стране.
В 2023 году цена на бензин колебалась от нескольких центов до 3 долларов США в разных странах. Самые высокие цены наблюдались в Дании, Нидерландах и Норвегии.
На сегодняшний день стоимость топлива в разных странах во многом зависит от эпидемиологической ситуации и карантинных мер. При снятии ограничений спрос на бензин возрастает, что приводит к увеличению цен.
В Европе стоимость бензина постепенно растет, так как спрос на топливо резко снизился с 2020 года. Трейдеры стараются опустошить резервуары с бензином, чтобы увеличить предложение.
В США цена на бензин также выросла в 2023 году и составляет уже 0,846 долларов. Повышение стоимости связано с увеличением спроса при сокращении предложения.
Эксперты предсказывают отсутствие стабильности в стоимости бензина в 2022-2023 годах. Цены будут зависеть от того, какие страны будут поставлять нефть, а также от спроса.
